А. Шопенгауэр: от страдания к скуке

В одном из эпизодов показали, как простые непальцы и непалки отвечали на вопрос: Все они, как один, с улыбкой утверждали, что, дескать, нет, не боимся, так как с точки зрения теории реинкарнации мы - временные странники на пути жизни и после смерти снова возродимся и будем жить, поэтому смерти нечего бояться. Однако мне думается, что эти люди не совсем понимали, о чем говорили, потому что у каждого из них был инстинкт самосохранения, который, собственно, и есть страх смерти. Основные инстинкты В основе пирамиды нашей личности лежат две массивные плиты - инстинкт самосохранения страх и инстинкт продолжения рода удовольствие. Их принято называть основными инстинктами. Всю жизнь нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, т. Подобно электрическому току, который стремится от минуса к плюсу условно , мы стремимся от кнута к прянику.

Войти на сайт

Казалось бы, что атеизм Шопенгауэра должен был отделить богом упоенного Толстого от неверующего философа, но квиетизм и пессимизм сроднил их ближе, чем безбожие могло их разъединить. Из утверждения воли онтологической основы мира, по предположению Шопенгауэра , выражающейся в безнравственной борьбе во всей вселенной, немецкий философ посредством софизмов выводит теорию нравственности, основанную на отречении воли.

Нравственность — маленький моральный островок в бушующем море страстей и бездушного эгоизма, до которого воля не может дойти:

Монастырь с детства действовал на мое воображение многими своими сторонами и Дорогой Миша! Разберись, пожалуйста, в этом деле, надоела мне эта история .. В результате Шопенгауэра не удалось почитать . Я верю, но знаю, вернее, чувствую, что верите и Вы. Для меня уже не страхом.

Возможно ли, чтобы философия, ставшая инструментом заработка, не выродилась в софистику? В самом ли деле неизбежно правило: Говоря о Гегеле, Шопенгауэр не скупится на эпитеты: Служивый и человек стало означать одно и то же Артур Шопенгауэр родился в Данциге 22 февраля г. Его отец, коммерсант Генрих Шопенгауэр, покончил жизнь самоубийством в г. Юноша, приняв решение не продолжать дело отца, поступает в Геттингенский университет. Шопенгауэр переезжает в Берлин, но лекции Фихте разочаровали его.

В Веймаре, где его мать открыла светский салон, молодой философ познакомился с Гёте и востоковедом Фридрихом Майером. Поссорившись с матерью, он уезжает в Берлин, где в г. Лишь поначалу ему удавалось выдерживать конкуренцию с мощным соперником, затем студенты потеряли к нему интерес. Здесь его и настигла смерть 21 сентября г. Только в последние годы жизни к нему пришло широкое признание.

Философия Артура Шопенгауэра Что есть истина? Цель сочинения"Мир как воля и представление" работа написана в г. В предисловии ко второму изданию А.

Это значит, что она не ограничивается своими законами, .. во всех областях, с надеждами и страхами, с принятыми формами Начиная с Шопенгауэра, считается, что объекты можно Вот и разберись.

Их принято называть основными инстинктами. Всю жизнь нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, то есть живем. Подобно электрическому току, который стремится от плюса к минусу, мы стремимся от кнута к прянику. Каждый наш поступок, хоть даже обычный поход на рынок за редькой с хреном, в конечном итоге направляется нашими основными инстинктами. Абсолютно любое наше действие имеет мотив, который берет начало в основных инстинктах и заканчивается в самой верхушке пирамиды нашей личности - сознании разуме.

Оба наших основных инстинкта противоположны по направлению, и оба различны по величине. Страх, конечно же, сильней, чем удовольствие. Как заметил Артур Шопенгауэр,"кто хочет вкратце поверить утверждению, что наслаждение превышает страдание, - пусть сравнит ощущения двух животных - пожирающего и пожираемого". Никколо же Макиавелли так выразил мысль о превышении силы страха над силой удовольствия:

Шопенгауэр

Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника — Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля. Центральное место в его философских размышлениях занимают проблемы взаимосвязи мира и человека, смысла человеческого бытия, возможности преодоления трагизма жизни и достижения счастья, проблемы отношения к смерти и бессмертию.

Ионатан никак не мог примириться с тем, что они со своими «ледяными .. бегут за ними, высмеивают их и затем, охваченные суеверным страхом, Манцони и Гёте, Шопенгауэра и мейстера Экхарта. В письмах или устно, когда Впрочем, пойди разберись в причинах этой дрожи; может, причиной её.

Бертран Рассел Шопенгауэр Шопенгауэр — во многих отношениях занимает особое место среди философов. Он пессимист, тогда как почти все другие в каком-то отношении оптимисты. Он не полностью академичен, как Кант или Гегель, но и не полностью отрешился от академических традиций. Он отрицает христианство, предпочитая ему религии Индии: Он человек большой культуры и почти так же интересуется искусством, как и этикой.

Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком с английскими писателями, как и с писателями своей страны. В поисках философии, которой можно было бы верить, он всегда обращался к профессиональным философам меньше, чем к деятелям искусства и литературы. Но для него воля, хотя и является метафизически основным принципом, с точки зрения этики — зло; такой контраст возможен только у пессимиста.

Он признает три источника своей философии: Канта, Платона и Упанишады, однако я не думаю, чтобы он был так многим обязан Платону, как он сам считает. Его мировоззрение по своему темпераменту имеет сходство с мировоззрением эллинистической эпохи. Усталое и болезненное, оно ценит мир больше, чем победу, квиетизм — больше, чем попытки реформ, которые Шопенгауэр считал неизбежно тщетными.

Его родители принадлежали к видным торговым семействам города Данцига, где он и родился. Отец его был вольтерьянцем и считал Англию страной свободы и разума.

Глава 22. Женщины, страсть, любовь

Если переборщить с дозой, давая пациенту лекарства — он может умереть. Также отрицательно влияют на душу человеческую чрезмерные нравоучения, постепенно убивая ее. Шопенгауэр Деньги для большинства — соленая вода.

Ты-то понимаешь, что я стрелял в сотканный собственным страхом призрак, .. Ты ведь только что сам все вещи своими именами назвал. .. Чапаев: Ты, Петька, прежде чем о сложных вещах говорить, разберись с простыми. который путает Канта с Шопенгауэром, доверили командовать дивизией.

Наверное, скорее на слуху имена Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Льва Толстого, а ведь философия Шопенгауэра оказала на каждого из них заметное влияние. Что касается меня, то — из миллиардов жителей планеты, а, может, миллионов, доживающих в наступившем тысячелетии свой восьмой или девятый десяток, —- по образовательному цензу отношу себя к тем, что с прилагательным"менее".

Тем удивительнее, что продолжаю увлекаться, как в юности внезапно, сходу почему-то влюбляясь в очередную прелестницу, зачастую вполне платонически и разве что порой пытаясь неуклюже ухаживать. Но бывало взаимность и в открытую инициировалась относительно привлекательной особой, и далее мне оставалось то ли очаровываться, то ли разочаровываться. Аналогично, впрочем, и с приятелями, друзьями, скорее на подсознательном уровне в том, — что притягивало, а что отталкивало.

А в последние годы, может, и десятки лет, когда круг непосредственного общения с людьми, даже с членами семьи сузился невероятно, свожу знакомства с незаурядными по-разному личностями из прошлого, былых веков или моего, двадцатого. Мои крепнущие духовные или душевные связи с ними могли быть неосознанными, вернее, неосмысленными, как, например, с Иоганном Себастьяном Бахом, Хиеронимусом Босхом, Иисусом во плоти. И какое наслаждение запросто, ладно, не по-научному, нешироко и неглубоко, но восторженно общаться: И, не то, чтобы с антипатией — если явной, то мелькают подобные типы в моих опусах, но с психологическим что ли интересом — к Исааку Ньютону, Иоганну Вольфгангу Гёте, Фёдору Достоевскому, Томасу Гоббсу.

Но откровенный мизантроп Шопенгауэр — чем может быть симпатичен? Вероятно для меня ключ к этому — эпитет из предыдущей фразы — откровенный.

Проблема смерти в философии Шопенгауэра

Женщины, страсть, любовь Половая любовь оказывает вредное влияние на самые важные дела и события, ежечасно прерывает самые серьезные занятия, иногда ненадолго смущает самые великие умы. Ежедневно поощряет на самые рискованные и дурные дела, разрушает самые дорогие и близкие отношения, разрывает самые прочные узы… отнимает совесть у честного, делает предателем верного [66]. Второй после матери женщиной, сыгравшей роковую роль в жизни Артура Шопенгауэра, станет сварливая швея по имени Каролина Маркет.

Мало кто из биографов Шопенгауэра упустит случай упомянуть о памятной встрече, которая произойдет в году на тускло освещенной лестнице и впервые свяжет тридцатипятилетнего Артура с сорокапятилетней Каролиной.

5 ОЧЕРКИ, СТАТЬИ, РЕЧИ. 7 ТВОРЧЕСТВО ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА. 1. « ПОЭТ И ЧЕРНЬ». Вячеслав Иванов — совершенно отдельное явление в.

Шопенгауэр непосредственно не был вовлечен в катаклизмы эпохи: Культ разума и рационального знания, глубокая вера в поступательное развитие человечества, в прогресс и счастье человеческого рода как высшей цели природы Кант , как высшей мудрости абсолютного духа Гегель , постулирование разумности человеческого поведения, рационалистическое или религиозное обоснование абсолютной морали — таковы основные достижения основоположника немецкой классики и многих продолжателей его философии, учения которых отмечены историческим оптимизмом и высокой гуманностью.

Шопенгауэр был учеником Канта, но он во многом шел иным, чем учитель и его великие современники, путем. Итоги немецкой классической философии, которая стала почвой и средой развития философии Шопенгауэра и в которую он внес свой оригинальный вклад, можно сформулировать следующим образом: Главное философское достижение эпохи — диалектика. Она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью дотоле неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: Древняя догадка о тождестве противоположностей стала аксиомой.

Новой была идея диалектической логики, построения системы взаимосвязанных категорий. Тем самым был усовершенствован специфический язык философии как науки. Философия оперирует предельно широкими понятиями, которые отражают не только различные стороны действительности, но и их взаимные связи, переходы, взаимное воздействие.

Как справляться со своими страхами?